Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
 

«А.Озеров: НАДЕЖНЫЕ БАНКИ РАБОТАЮТ НА СВОИХ ВКЛАДЧИКОВ А НЕ НА ВЛАСТЬ»

18.10.2003
Вечерний Томск

В банковском сообществе Томска Томскпромстройбанк пользуется заслуженным авторитетом. Сегодня у Томскпромстройбанка 9 филиалов и 13 операционных касс во всех районах Томской области. В гостях у редакции - председатель Правления ОАО «Томскпромстройбанк» Анатолий ОЗЕРОВ.

По первому образованию инженер-строитель, Анатолий Иванович, по собственному признанию, давно уже стал банкиром по стилю мышления и образу жизни. Как через эту специфическую призму видится наше бытие? Что есть власть и как складываются ее отношения с банками? Какую роль выполняют банки в сегодняшнем обществе? На эти и другие темы мы говорили за нашим круглым столом.

- Анатолий Иванович, как складываются отношения с властью Томскпромстройбанка и банковского сообщества в целом?

- Последние десять лет новейшей истории мы с властью находимся в состоянии заинтересованного нейтралитета. В прошлом остались указания и распоряжения власти: сегодня необходимо кредитовать лес, завтра - село ... Максимум «давления», которое на нас оказывают сегодня - это когда просят рассмотреть какое-либо предложение. Причем за отказом не следуют «определенные выводы». Хотя могло бы: областная администрация является одним из акционеров нашего банка, департаменту по управлению государственной собственностью принадлежит 17 процентов акций.

- Если не мешают, то помогают «своим»?

- За пять лет никаких преференций мы не получали. Это видно по цифрам: в общем объеме кредитных ресурсов доля областной администрации не превышает 5 процентов.

- Но ведь кредитовать власть выгодно?

- Да, конечно. Это высокая защита рисков. Но объемы определяются требованиями более чем 1 400 наших акционеров. Мы, как универсальный банк, кредитуем все отрасли хозяйства области и не должны допускать перекосов.

- Говорят, что финансы любят тишину. Тем не менее, вы принимали участие в выборной кампании губернатора.

- Это действительно так. Томское банковское сообщество - а это 5-тысячная армия трудящихся...

- Довольно забавно звучит: «трудящихся»...

- А, что мы, лодыри? Самые настоящие трудящиеся и есть. Так вот, вся эта пятитысячная армия на выборах поддержала В.М. Кресса. Но исключительно в силу личных убеждений, а не для того, чтобы получить какие-то льготы. Банк силен, когда у него кредитный портфель рассредоточен во многих местах. Ведь почему в 98-м банки рушились? Только из-за игр с ГКО? Ничего подобного. Одна из причин - отраслевой принцип кредитования, то есть низкая диверсификация кредитов. Деньги были вложены в несколько крупных заемщиков. Такой перекос был и на российском уровне, и у нас. Основные объемы приходились на несколько крупных предприятий Томской области. И когда банку потребовались деньги, вернуть их заемщики не смогли... На ошибках учатся. В этом году, к примеру, мы выдали кредитов больше чем на 2 миллиарда 350 миллионов рублей. Но не по пяти или десяти кредитным договорам, их 6 500!

- Такое большое количество клиентов говорит о том, что вы стали ближе к людям?

- Во всем мире банки держаться на сбережениях физических лиц. Ни одно предприятие не будет держать средства мертвым грузом - они в расчетах. Отсюда и ставка на население. Томскпромстройбанк в этом отношении не исключение. За девять месяцев этого года частным лицам выдано кредитов на сумму 320 миллионов рублей. Сегодня у нас существует 15 различных кредитных программ, причем они вполне доступные. Мы, например, активно развиваем кредитование автобусов. Почти 100 процентов маршруток куплено на наши кредиты. Только за девять месяцев этого года приобретено 109 новых автобусов. Схема простая и надежная: 30 процентов принес, 70 - получи. Машина 100-процентно страхуется и выходит на линию. С помощью кредитных программ люди получают возможность не копить деньги до старости, а покупать то, что они хотят, прямо сейчас. Мы превращаем спрос отложенный в спрос сегодняшний. И это, само по себе уже хорошо.

- Существует мнение, что банки активно борются за потребителей кредитов, а в инвестиционные проекты они их вкладывать не хотят. В какие проекты вы вкладываете свои средства? Скажем, вас больше привлекают сырьевые отрасли, нежели инновационный бизнес?

- Мы давно отошли от того, чтобы решение о выделении кредита выдавало одно лицо, пусть это даже первый руководитель. Для этого существует кредитная политика банка, кредитный комитет, все решается коллегиально. Что же касается инновационных технологий... это не дело и не задача банка. Для этого должна быть создана система венчурных фондов, то есть лицо, имеющее собственные деньги, вкладывает их в новое предприятие с тем, чтобы в будущем иметь там определенный процент акций. Это лицо не получит назад свои деньги, оно получит свою долю акций. Да, это выгодно, но и риск велик. Слишком велик для банка. Мы ведь распоряжаемся не своими, а чужими деньгами. Это средства, которые нам доверили. И вкладывать их на безвозвратной основе, мы не имеем права.

- Каковы обычные сроки кредитования?

- Общеизвестно, что в России по большому счету нет «длинных» денег. Самые длинные пассивы - до двух лет. В чем суть банковской деятельности: банк покупает деньги, размещает их и управляет ими. На какой срок купил, на такой и должен разместить. Но приоритет, конечно, отдается коротким кредитам. Они и выгоднее, и безопаснее. У нас кредитов до года - более половины, есть кредиты сроком до 5 лет. За девять месяцев 2003 года кредитный оборот составил 76 процентов.

- Сейчас многие банки расширяют программы экспресс-кредитования, а ведь это довольно рискованная ниша?

- Конечно, это более рискованно. Поэтому и процентная ставка выше. Но это очень важный вид услуг. Не побоюсь сказать - социально важный. К тому же, один «тихий» летний месяц работы в кредит дает оборот такой же, как декабрь - самый «продажный» месяц в году. Продавцам хорошо, нам хорошо, покупателям хорошо.

- А как все-таки насчет возвратов? Не пытаются должники скрываться?

- Для работы с должниками существуют арбитражные суды и приставы. У каждого банка есть своя служба безопасности. Их задача - проверить потенциальных заемщиков: насколько платежеспособны, не значатся ли в черных списках...

- А такие есть?

- Есть, конечно. Но это не списки, а картотеки неблагонадежных заемщиков. Только на днях мы встречались с коллегами и говорили о необходимости обмениваться информацией.

- А существует метод, при помощи которого рядовой вкладчик может отличить надежный банк от ненадежного?

- Я могу сказать, что все банки, работающие сегодня на томском рынке, это вполне надежные и уважаемые финансовые учреждения. Всех нас каждые два года проверяют ревизоры из Центробанка, и каждый месяц перед ЦБ отчитываемся по 15 параметрам. Если хотя бы один норматив нарушен, последствия для банка будут самые печальные.

Кроме того, ежегодно информационный центр «Рейтинг» определяет индекс надежности ведущих российских банков. Томскпромстройбанк относят к категории RB 1 - «удовлетворительно стабильная группа надежности». Категория RB 1 присваивается кредитным организациям, имеющим устойчивое положение в регионе. Это означает, что у банка устойчивое финансовое положение, определенный политический вес, банк способен обслуживать финансовые потоки местных бюджетов и крупнейших предприятий.

По результатам последнего рейтинга журнала «Эксперт-Сибирь» Томскпромстройбанк среди 80 крупнейших самостоятельных банков сибирского региона по разным параметрам занимает от восьмого до 16-го места. При том, что там находятся новосибирские, омские и нижневартовские киты!

Таким образом, индекс надежности банка, место в рейтинге, публикации в СМИ сведений о финансовой деятельности банка помогут отличить рядовому вкладчику надежный банк от ненадежного. Кроме того, сегодня Интернет дает возможность получать разнообразную информацию обо всех банках.

- В последнее время явно прослеживается тенденция укрупнения банков. Кто-то кого-то поглощает, кто-то с кем-то сливается. А Томскпромстройбанк остается в гордом одиночестве. Вам не предлагали объединяться или самим не хочется?

- Сколько я себя помню - каждый год предлагают. Интересно, что это происходит всегда в августе ... Предложения поступают из разных мест: Москва, регионы. Но возникает вопрос, стоит ли? С одной стороны, объединение мелких банков приводит к увеличению капитализации. И это, несомненно, плюс. С другой, общеизвестно, что решать текущие вопросы на территории значительно проще и быстрее. Из 19-ти банков, работающих сейчас в Томске, четыре самостоятельных. Наш в том числе. На общем фоне Томскпромстройбанк выглядит достойно. Уставный капитал у нас относительно небольшой, а собственный капитал превышает его почти в пять раз и растет год от года. Установленную в свое время Центробанком нижнюю планку в пять миллионов евро мы уже перешагнули. О чем это говорит? О том, что банк не проедает, а преумножает деньги вкладчиков. Я считаю, что у крупных региональных банков будущее есть.

- Анатолий Иванович, а у Вас самого есть амбиции, скажем, всероссийского масштаба? Или Вы согласны с тем, что всех денег не заработаешь?

- Если бы я считал иначе, меня бы не поняли вкладчики. Миссия Томскпромстройбанка - всемерно способствовать экономическому развитию Томской области. Эта цель не предполагает получения сверхприбыли. Приоритеты другие. При этом мы стремимся зарабатывать деньги как можно эффективнее. Учимся, в том числе и за рубежом. Первыми в области стали обладателями генеральной лицензии на осуществление полного спектра банковских операций в рублях и валюте. Первый в Томске член международной платежной системы «Свифт» - тоже Томскпромстройбанк. Осваиваем новейшие технологии банковского дела, работаем и развиваемся.

Записала Марина БОБРОВА